Вопрос-ответ


Юридические консультации ДПД МВД России, размещенные в банке данных АИПС «Юридические консультации», СПС «Консультант плюс», а также на официальном сайте МВД России в рубрике "Часто задаваемые вопросы".

О законности размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" фотографий и персональных данных сотрудников органов внутренних дел без их согласия

Частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. При этом в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что федеральным законом возможно ограничение прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральными конституционными законами от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении", от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне", Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" и некоторыми другими законодательными актами предусмотрены ограничения данного конституционного права гражданина.

Условия получения и использования изображения гражданина (в том числе и должностных лиц МВД России (далее - сотрудники полиции) определены статьей 1521 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом указанная правовая норма не содержит запрета на получение такого изображения, но ограничивает его обнародование и дальнейшее использование, которые допускаются только с согласия этого гражданина (сотрудника полиции), либо в случаях, перечисленных в законе, в частности, когда использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах (подпункт 1 пункта 1), когда изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования (подпункт 2 пункта 1), а также когда гражданин позировал за плату (подпункт 3 пункта 1).

Частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон "О полиции") предусмотрено, что деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций. Граждане, имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона "О полиции" установлено, что граждане Российской Федерации осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом.

Положениями Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ) определены способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов (статья 6), в том числе предусмотренные иными законами и (или) нормативными правовыми актами.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона N 8-ФЗ учитываются особенности предоставления отдельных видов информации о деятельности государственных органов, предусмотренные федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, к которым относятся ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие пропускной и внутриобъектовый режимы на охраняемых объектах, в том числе административных зданиях органов государственной власти Российской Федерации.

На территориях, в зданиях органов внутренних дел могут располагаться как режимные помещения, так и помещения, предназначенные для приема граждан, в которых, как правило, размещаются информационно-справочные материалы.

К информации, размещенной в помещениях органов внутренних дел, в которых осуществляется прием граждан, и предназначенной для широкого круга лиц, доступ законодательно не ограничен и граждане вправе знакомиться с указанной информацией, в том числе фиксировать данную информацию любым доступным способом.

Доступ граждан к информации о деятельности полиции, в том числе с применением фото-, видео- и звукозаписывающей аппаратуры в режимных помещениях является ограниченным, исходя из того, что в этих помещениях осуществляется деятельность по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, антитеррористической защищенности объектов органов внутренних дел.

Данные положения соответствуют предписаниям Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне", Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федерального закона N 8-ФЗ.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" подлежат защите сведения об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Названными нормативными правовыми актами определен перечень оснований, при наличии которых деятельность полиции может быть связана с ограничением информации о ее осуществлении.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" предусмотрено, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 7). Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке (часть 2 статьи 17).

Таким образом, в каждом конкретном случае при решении вопроса о возможности и порядке проведения фото-, видеосъемки сотрудников полиции, находящихся при исполнении служебных обязанностей, следует исходить из необходимости соблюдения конституционных прав каждого гражданина, с одной стороны, на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом (часть 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации), а с другой стороны - на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (статья 23 Конституции Российской Федерации), на охрану своего изображения (статья 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также из необходимости защиты сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (статья 12 указанного Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности").

Учитывая, что законодательством Российской Федерации не может быть установлен запрет на фото-, видеосъемку сотрудников полиции, как публичного государственного служащего, во всех случаях, связанных с деятельностью органов внутренних дел, необходимо разъяснять гражданам условия использования полученного изображения. Так, изображение может быть использовано как доказательство в целях оспаривания действий должностных лиц органов внутренних дел (вышестоящему должностному лицу, прокурору, либо в судебном порядке).

При этом сотрудник полиции как гражданин Российской Федерации с одной стороны и как публичный государственный служащий с другой, чья деятельность определяется в том числе Федеральным законом "О полиции", вправе отказать в даче согласия на распространение своего изображения и персональных данных путем размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и других источниках информации.

В этой связи, любой гражданин, в том числе сотрудник полиции при нарушении его гражданского права на охрану своего изображения и персональных данных вправе обратиться в установленном порядке в суд.

В зависимости от условий дальнейшего использования полученного материала и преследуемых при этом целей в соответствии с законодательством Российской Федерации возможно наступление уголовной ответственности. Например, частью 2 статьи 1281 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за клевету, содержащуюся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, при этом санкция за данное преступление предусматривает штраф в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов.

Продал автомобиль, новый собственник его за собой не регистрирует. Как снять автомобиль с учета, чтобы не платить административные штрафы и транспортный налог?

В случае отсутствия сведений о регистрации автомобиля за новым собственником, регистрация такого транспортного средства прекращается Госавтоинспекцией на основании заявления прежнего владельца автомобиля при предъявлении им документа о заключении сделки, направленной на отчуждение транспортного средства, при условии, что с момента ее заключения истекло 10 суток (подпункт 60.4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 7 августа 2013 г. N 605 (зарегистрирован в Минюсте России 27 сентября 2013 г., регистрационный N 30048)).

Для прекращения регистрации автомобиля, прежний владелец может обратиться в любое регистрационное подразделение ГИБДД, представив при этом паспорт гражданина Российской Федерации.


Памятка по оформлению документов о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников полиции

Настоящая памятка предназначена для оказания помощи водителям, которые стали участниками дорожно-транспортного происшествия и в связи с этим должны произвести целый ряд различных действий. Одним из них является оформление документов, необходимых для последующего возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших.

Законодательством Российской Федерации предусмотрены различные варианты действий водителей на месте ДТП. В случае ДТП с несколькими участниками (больше двух), при наличии пострадавших или погибших, а также в случае причинения значительного вреда транспортным средствам и имуществу иных лиц на место ДТП должны прибыть сотрудники правоохранительных органов, а при необходимости - работники медицинских служб, МЧС России и др.

Однако если в ДТП участвовали только два транспортных средства, нет пострадавших или погибших, а вред, причиненный имуществу участников ДТП, сравнительно невелик, законодательство допускает упрощенную процедуру оформления дорожного инцидента. Это позволяет существенно сократить время на оформление документов, необходимых для получения возмещения причиненного вреда от страховой компании.

Вместе с тем обращаем внимание на то, что положения памятки не являются обязательными и носят исключительно рекомендательный характер.

I. Условия, при наличии которых возможна процедура упрощенного оформления документов о ДТП без привлечения сотрудников ГИБДД.

Прежде чем принять решение о том, будете ли Вы вызывать для оформления документов о ДТП сотрудников ГИБДД или оформите эти документы без их участия, Вам необходимо убедиться в следующем.

1. В результате данного ДТП не был причинен вред здоровью участников ДТП (включая пассажиров и пешеходов).

2. В ДТП участвовало не более двух транспортных средств.

3. Ответственность каждого из водителей - участников ДТП должна быть застрахована по договору ОСАГО, заключенному в отношении транспортного средства, участвовавшего в ДТП. Это означает, что необходимо проверить наличие полиса ОСАГО у другого участника ДТП, причем полис обязательно должен действовать на момент ДТП. Отсутствие водителя в числе лиц, указанных в полисе ОСАГО как допущенных к управлению, не означает, что его ответственность не застрахована.

Внимание!

Если одно из транспортных средств зарегистрировано в иностранном государстве и ответственность его владельца застрахована в соответствии с международной системой "Зеленая карта", то данный случай не соответствует критериям упрощенного оформления ДТП, и участники должны вызвать сотрудников ГИБДД.

4. Обстоятельства ДТП, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий у участников данного ДТП. Отсутствие разногласий должно быть подтверждено подписями двух водителей - участников ДТП в Извещении о ДТП.

Внимание!

Если имеются подозрения в том, что второй участник находится в состоянии опьянения или если он ведет себя неадекватно, лучше вызвать для оформления ДТП сотрудников ГИБДД. Показания такого участника могут в дальнейшем измениться, а это в свою очередь может привести к проблемам при урегулировании страхового случая.

5. Размер ущерба, причиненного Вашему транспортному средству, не превышает 50 тысяч рублей. В соответствии с законодательством Российской Федерации при упрощенной форме оформления ДТП страховщик может осуществить возмещение ущерба, причиненного Вашему транспортному средству, в объеме не более 50 тысяч рублей.

Внимание!

В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии, произошедшем на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ленинградской области, без участия уполномоченных на то сотрудников полиции ограничение по размеру страховой выплаты в размере 50 тысяч рублей не применяется. Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить вред, причиненный имуществу каждого потерпевшего, составляет 400 тысяч рублей. Вместе с тем данное правило действует при условии представления страховщику данных об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами).

Итак, если все указанные выше условия выполняются, то Вы можете оформлять ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции. В этом случае Вам необходимо зафиксировать обстоятельства происшествия, а также совместно с другим участником ДТП приступить к заполнению Извещения о ДТП в соответствии с требованиями, установленными Правилами ОСАГО.

II. Действия водителей на месте ДТП.

При столкновении транспортных средств необходимо вести себя в строгом соответствии с Правилами дорожного движения: немедленно остановиться, выставить знак аварийной остановки, вызвать, при необходимости, карету "Скорой помощи" и оказать первую помощь пострадавшим.

Следует по возможности, без риска для жизни и здоровья, сохранить максимально возможное количество следов, возникших в результате ДТП.

Необходимо успокоиться и трезво оценить обстановку на месте ДТП, понять размеры причиненного вреда, проанализировать поведение других участников. Рекомендуется дать возможность высказаться другим участникам ДТП и только после этого излагать свою позицию, в том числе по вопросу упрощенного оформления документов о ДТП. При попытках запугивания, наличии агрессивного или неадекватного поведения со стороны второго участника ДТП и иных лиц следует прекратить переговоры и вызвать сотрудников ГИБДД (тел. 02, 112).

При заполнении Извещения о ДТП и составлении схемы ДТП необходимо наиболее подробно зафиксировать все обстоятельства и следы, возникшие в результате ДТП.

Особое внимание следует обратить:

- на признаки, характеризующие место ДТП как участок местности (проезжая часть улицы населенного пункта, либо вне его, дворовая территория жилого массива, парковка и т.д.);

- на размерные характеристики места ДТП и средства организации дорожного движения на нем (ширина проезжей части, количество и ширина полос для движения транспортных средств (при их наличии), наличие и характер разметки, наличие и расположение дорожных знаков, светофоров и т.д.);

- особенности обстановки на месте ДТП (дефекты на проезжей части, предметы или стоящие транспортные средства, ограничивающие обзорность, и т.д.);

- на расположение транспортных средств, участвовавших в ДТП. Следует измерить и указать в схеме ДТП расстояние от неподвижных объектов на месте ДТП до характерных точек (колес, крайних габаритных точек транспортных средств);

- на размерные характеристики следов, осыпей, а также места их расположения относительно неподвижных объектов на месте ДТП.

Следует быть максимально внимательным при заполнении п. 14 Извещения о ДТП. Этот пункт является частью раздела, в котором указывается перечень и характер всех видимых повреждений деталей и элементов транспортного средства, полученных в результате произошедшего ДТП. Необходимо описать их максимально точно и кратко, выбрав в зависимости от степени повреждения одно из перечисленных: царапина, вмятина (деформация), разрыв (трещина). Невидимые (скрытые) повреждения будут выявлены и описаны при осмотре Вашего транспортного средства специалистами страховой компании.

Рекомендуем по возможности сфотографировать место ДТП и поврежденные транспортные средства с помощью фотоаппарата, камеры мобильного телефона, планшета и т.п. Фотографирование лучше производить с разных ракурсов, выполняя как обзорные снимки, по которым возможно идентифицировать место нахождения ДТП, так и детальные снимки, на которых должны быть отражены:

- элементы организации дорожного движения (дорожные знаки, светофоры, дорожная разметка и т.д.),

- следы (царапины, отпечатки протекторов колес на дорожном полотне, осыпи разбитых элементов транспортных средств и т.д.).

При фотографировании следов необходимо обратить особое внимание на то, чтобы на выполненных снимках просматривалось начало и окончание следов, а сами снимки были выполнены вдоль (по линии съемки) и поперек фиксируемых следов.

Следует сфотографировать крупным планом с четырех сторон оба транспортных средства, а также детально зафиксировать повреждения на них, чтобы по снимкам возможно было определить характер их образования.

Если Ваш автомобиль оборудован видеорегистратором, необходимо остановить запись событий с целью предотвращения наложения последующей записи, затем извлечь либо сам видеорегистратор, либо карту памяти, на которую производилась запись событий, и сохранить. В дальнейшем при необходимости Вы сможете воспользоваться сделанной видеозаписью в части подтверждения своей версии события.

При наличии свидетелей и с их согласия следует зафиксировать их фамилии, имена и отчества, контактные телефоны и адреса. В случае если свидетели готовы дать письменные показания об обстоятельствах ДТП, зафиксировать их с указанием места, даты и времени случившегося и попросить поставить подпись.

Следует напомнить, что заполнение и подписание Извещения о ДТП не является актом, признающим виновность или невиновность водителя - участника ДТП. Тем не менее, правильно заполненный бланк Извещения о ДТП, если Вы хотите воспользоваться своим правом на урегулирование страхового случая в упрощенном порядке, ускорит работу страховой компании и позволит Вам сократить сроки получения страхового возмещения.


О Распоряжении Правительства РФ от 19.02.2018 N 260-р «Об утверждении перечня государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов на основании комплексного запроса».

Установлен перечень государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов на основании комплексного запроса заявителя в МФЦ

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2017 N 479-ФЗ многофункциональный центр при однократном обращении заявителя с запросом о предоставлении нескольких государственных услуг организует их предоставление заявителю. В этом случае МФЦ действует в интересах заявителя без доверенности и направляет в органы, предоставляющие государственные услуги, заявления, подписанные уполномоченным работником МФЦ и скрепленные печатью, сведения, документы или информацию с приложением заверенной МФЦ копии комплексного запроса. При этом не требуются составление и подписание таких заявлений заявителем.

Перечень включает 30 государственных услуг, предоставляемых, в том числе:

МВД России (в т.ч. проведение экзаменов на право управления транспортными средствами и выдача водительских удостоверений (в части выдачи российских национальных водительских удостоверений при замене, утрате (хищении) и международных водительских удостоверений);

ФНС России (например, предоставление заинтересованным лицам сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц);

Росреестр (предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН);

ПФ РФ (в том числе выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал);

ФССП России (предоставление информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического и юридического лица).

Распоряжение вступает в силу со дня вступления в силу Федерального закона от 29.12.2017 N 479-ФЗ.


Написал заявление о преступлении в полицию, в течение какого времени они должны предоставить мне ответ?

В случае наличия в заявлении информации о совершенном или готовящемся преступлении, согласно ч.1 ст.144 УПК РФ, дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять решение по данному заявлению не позднее 3 суток. Согласно ч.3 той же статьи, руководитель следственного органа, а также начальник подразделения дознания, по мотивированному ходатайству имеют право продлить срок проведения проверки до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

В дальнейшем, в соответствии ч.1-2 ст.145 УПК РФ, по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности.

О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.


На какой срок выдается вид на жительство? Можно ли по окончании срока действия вида на жительство его продлить или вид на жительство необходимо получать заново?

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет.

По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган МВД России не позднее, чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на пять лет.

Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

При этом для отдельных категорий иностранных граждан существуют исключения из общих правил.

Так, вид на жительство, оформляемый иностранному гражданину как высококвалифицированному специалисту, и вид на жительство, оформляемый члену семьи указанного иностранного гражданина, выдаются на срок действия разрешения на работу, выданного иностранному гражданину для осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированного специалиста, и продляются в день их обращения в территориальный орган МВД России на срок действия разрешения на работу.

Иностранным гражданам, признанным носителями русского языка в соответствии со ст. 33(1) Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" вид на жительство выдается на три года и продлению не подлежит.

Иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в экстренном массовом порядке, признанным беженцами на территории Российской Федерации или получившим временное убежище на территории Российской Федерации и ставшим участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членам их семей, переселившимся совместно с ними в Российскую Федерацию (далее - Государственная программа), вид на жительство выдается на срок действия свидетельства участника Государственной программы.


Какова ответственность за нечитаемые номерные знаки?

На всех автомобилях и прицепах к ним (кроме мопедов, трамваев и троллейбусов) на предусмотренных для этого местах должны быть установлены регистрационные знаки (п. 2 Положений по допуску ТС, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090).

Правила установки регистрационных знаков

Требования к государственным регистрационным (номерным) знакам, в том числе требования к материалу, из которого изготавливаются знаки, размерам регистрационных знаков, расположению надписей, формам, размерам, характеру начертания, технологии нанесения цифр и букв, окантовке на лицевой стороне регистрационных знаков, размерам и расположению отверстий для крепления регистрационного знака на транспортном средстве, требования к цвету поля, световозвращающим свойствам, фотометрическим и цветометрическим характеристикам такого покрытия, установлены ГОСТ Р 50577-93. Порядок определения мест для установки регистрационных знаков регулируется ГОСТ Р 50577-93 (Приложение "И") и техническим регламентом (п. 4 Приложения N 7 к Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" ТР ТС 018/2011).

В дорожных условиях инспектор ГИБДД без специального оборудования не сможет проверить регистрационные знаки на соответствие всем предусмотренным требованиям, однако соответствие следующим требованиям оценить возможно (п. п. И.4.7, И.5 Приложения И к ГОСТ Р 50577-93):

1) регистрационный знак должен устанавливаться таким образом, чтобы в темное время суток обеспечивалось его прочтение с расстояния не менее 20 м при освещении знака транспортного средства штатным фонарем (фонарями) освещения. Данное требование не распространяется на надписи "RUS" и "ТРАНЗИТ", а также на изображение Государственного флага РФ;

2) для крепления регистрационных знаков должны применяться болты или винты с головками, имеющими цвет поля знака или светлые гальванические покрытия;

3) допускается крепление знаков с помощью рамок. Болты, винты, рамки не должны загораживать или искажать имеющиеся на регистрационном знаке надпись "RUS", изображение Государственного флага РФ, буквы или цифры;

4) не допускается закрывать знак органическим стеклом или другими материалами;

5) запрещается сверление на регистрационном знаке дополнительных отверстий для крепления знака на транспортном средстве или в иных целях;

6) в случае несовпадения координат посадочных отверстий регистрационного знака с координатами посадочных отверстий транспортного средства крепление знаков должно осуществляться через переходные конструктивные элементы.

Примечание. Если регистрационные знаки вашего автомобиля пришли в негодность, то вы можете изготовить их дубликаты, обратившись в аккредитованную компанию или к индивидуальному предпринимателю и представив регистрационный документ на автомобиль (п. 42 Правил, утв. Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001).

Ответственность за нарушение правил установки регистрационных знаков

Если инспектор ГИБДД остановил вас в связи с тем, что у вас грязные (нечитаемые) или нестандартные регистрационные знаки, он вправе привлечь вас к административной ответственности:

1) в виде предупреждения или штрафа в размере 500 руб. - в случае управления транспортным средством (ч. 1 ст. 12.2 КоАП РФ):

- с нечитаемыми регистрационными знаками (если с расстояния 20 м не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего государственного регистрационного знака, а в светлое время суток - хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего государственного регистрационного знака);

- с нестандартными регистрационными знаками (если знаки не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с законодательством о техническом регулировании);

- с регистрационными знаками, установленными с нарушением требований ГОСТ Р 50577-93;

2) в виде штрафа в размере 5000 руб. или лишения права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев - в случае управления транспортным средством (ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ):

- без государственных регистрационных знаков (в том числе без одного из них);

- при наличии государственных регистрационных знаков, установленных на не предусмотренных для этого местах (в том числе только одного из них);

- с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть.


Какие критерии отбора при приеме на службу в органы внутренних дел?

В соответствии с требованиями Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,

1. На службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.

2. Зачисление в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме в должности курсанта, слушателя является поступлением на службу в органы внутренних дел. В образовательные организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме вправе поступать в том числе граждане, не достигшие возраста 18 лет.

3. Предельный возраст поступления на службу в органы внутренних дел устанавливается:

1) для замещения должностей в органах внутренних дел - 35 лет;

2) для поступления в образовательные организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме - 25 лет.

4. Также законодательством установлен ряд ограничений, при которых гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел в случаях:

1) имеет вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на его постоянное проживание на территории иностранного государства;

2) является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу;

3) неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в органы внутренних дел, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения;

4) подвергался уголовному преследованию, которое было прекращено в отношении его за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения, прекращенных не менее чем за три года до дня поступления на службу в органы внутренних дел), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности принятия на службу преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом;

5) не согласен соблюдать ограничения и запреты, исполнять обязанности и нести ответственность, если эти ограничения, запреты, обязанности и ответственность установлены для сотрудников органов внутренних дел настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

6) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

7) осуждение его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие судимости, в том числе снятой или погашенной;

8) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности связано с использованием таких сведений;

9) несоответствие требованиям к состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, установленным руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

10) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником органов внутренних дел, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

11) выход из гражданства Российской Федерации;

12) приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства;

13) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в органы внутренних дел.

5. Должности в органах внутренних дел подразделяются на:

1) должности рядового состава;

2) должности младшего начальствующего состава;

3) должности среднего начальствующего состава;

4) должности старшего начальствующего состава;

5) должности высшего начальствующего состава.

6. В число квалификационных требований к должностям в органах внутренних дел, устанавливаемых в соответствии с составами должностей в органах внутренних дел, входят требования к уровню образования, стажу службы в органах внутренних дел или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, необходимым для выполнения обязанностей по замещаемой должности.

Квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел предусматривают наличие для должностей рядового состава и младшего начальствующего состава среднего общего образования, для должностей среднего начальствующего состава - образования не ниже среднего профессионального, соответствующего направлению деятельности, для должностей старшего и высшего начальствующего состава - высшего образования, соответствующего направлению деятельности.

В число квалификационных требований к должностям среднего и старшего начальствующего состава, которые включены в перечень должностей, утверждаемый руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, выполнение обязанностей по которым предусматривает расследование или организацию расследования уголовных дел, административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях либо проведение антикоррупционных и правовых экспертиз, входит наличие высшего юридического образования. В исключительных случаях и на условиях, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, на эти должности могут быть назначены лица, имеющие другое высшее образование и опыт работы, позволяющий выполнять служебные обязанности.

7. Граждане, поступающие на службу в органы внутренних дел, проходят в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, психофизиологические исследования (обследования), тестирование, направленные на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами.

8. На гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, оформляется личное поручительство, которое состоит в письменном обязательстве сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы не менее трех лет, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином ограничений и запретов, установленных для сотрудников настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Порядок и категории должностей, при назначении на которые оформляется личное поручительство, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.


Должен ли орган внутренних дел информировать гражданина о перенаправлении его обращения по компетенции?

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вобращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11данного Федерального закона.

Согласно п.п. 71, 72, 73 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.09.2013 № 707, обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа внутренних дел, в течение семи дней со дня регистрации подлежит направлению в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, о чем письменно уведомляется гражданин.

Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги, не относящейся к компетенции МВД России и его территориальных органов, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации направляется в государственный орган, уполномоченный на предоставление данной государственной услуги, о чем письменно уведомляется гражданин.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, без рассмотрения с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.


Вправе ли обвиняемый и защитник при производстве по уголовному делу снимать копии с документов при ознакомлении с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта?


Согласно части 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации и корреспондирующей ей части второй статьи 16 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК) каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Положения части четвертой статьи 47 УПК закрепляют права обвиняемого знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы и с заключением эксперта (пункт 11), знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела и выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме (пункт 12), а также снимать за свой счет копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств (пункт 13).

Часть первая статьи 53 УПК устанавливает, что допущенный к участию в уголовном деле защитник вправе знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с участием подозреваемого, обвиняемого, иными документами, которые предъявлялись либо должны были предъявляться подозреваемому, обвиняемому (пункт 6), а по окончании предварительного расследования знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения в любом объеме, снимать за свой счет копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств (пункт 7).

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 октября 2013 г. N 1557-О, приведенные выше положения не препятствуют обвиняемым и их защитникам знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с участием подозреваемого, обвиняемого, иными документами, которые предъявлялись либо должны были предъявляться подозреваемому, обвиняемому, не содержат запрета выписывать из таких документов сведения в любом объеме или снимать за свой счет с них копии, в том числе с помощью технических средств, направлены на обеспечение выполнения защитником его процессуальной функции, представляют собой гарантии реализации обвиняемым права на защиту.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что данное право может быть реализовано обвиняемым, в частности, с помощью адвоката либо иных доверенных лиц, которым он поручает изготовление копий необходимых ему документов из уголовного дела (определения от 14 октября 2004 г. N 329-О, от 13 июня 2006 г. N 272-О, от 21 декабря 2011 г. N 1633-О-О, от 11 мая 2012 г. N 679-О, от 21 марта 2013 г. N 416-О, от 24 сентября 2013 г. N 1262-О, от 29 мая 2014 г. N 1130-О, от 21 мая 2015 г. N 1040-О).


В течение какого срока постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации?

В соответствии с пунктом 6 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган МВД России по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство лично или в установленном порядке почтовым отправлением.

Например, если вид на жительство был выдан иностранному гражданину в 2017 году, первоначально уведомление о подтверждении своего проживания он должен подать в территориальный орган МВД России до конца 2018 года. Следующее уведомление ему необходимо будет подать до конца 2019 года.

Правила подачи иностранным гражданином уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации, а также форма уведомления о подтверждении проживания иностранного гражданина в Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2007 г. N 21 "Об утверждении Правил подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации".

Ответ подготовлен ГУВМ МВД России.