«Рекомендации родителям при подготовке к школьному сезону. Профилактика заболеваний в школе»

«Рекомендации родителям при подготовке к школьному сезону. Профилактика заболеваний в школе»


Август, сентябрь - пора подготовки детей к школьному сезону и его начало. Какой ранец выбрать ребенку, как правильно выбрать школьную форму, как организовать рабочее место и питание школьника, на что обращать внимание? Эти и другие вопросы наиболее актуальны для родителей при сборах детей в школу'.

Основные гигиенические требования к учебным изданиям предъявляются к качеству бумаги и полиграфических материалов, печати, набору, формату, переплету, к весу и шрифтовому оформлению с целью обеспечения удобочитаемости и соответствия веса изданий функциональным возможностям организма учащихся в целях снижения зрительной нагрузки в процессе чтения, предупреждения развития зрительного и общего утомления. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей для учащихся: 1-2-х классов - не более 1,5 кг; 3-4-х классов - не более 2 кг; 5-6-х классов - не более 2,5 кг; 7-8-х классов - не более 3,5 кг; 9-11-х классов - не более 4,0 кг.

На современном этапе актуальной проблемой здоровья у детей стала проблема формирования и сохранения' правильной осанки тела. Важным аспектом является выбор ранца или ученического портфеля, соответствующего требованиям.

Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011) регламентируются размеры, вес, конструкция, показатели санитарно­химической, токсикологической безопасности материалов, из которых изготовлены ученические портфели и ранцы. Маркировка ученических ранцев (портфелей, рюкзаков) должна содержать информацию о возрасте пользователя. Вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий должен быть для обучающихся начальных классов не более 700 грамм и для обучающихся средних и старших классов - не более 1000 грамм. Ученические ранцы для детей младшего школьного возраста должны быть снабжены формоустойчивой спинкой, обеспечивающей его полное прилегание к спине ребёнка и равномерное распределение веса.

В качестве ориентировочного теста для проверки соответствия веса ранца с учебниками и тетрадями нормативным требованиям используется вычисление отношения веса ранца к весу ребенка. Оптимальное соотношение составляет 1:10. Такой подход учитывает и индивидуальные возможности ребенка. Кроме того, ученические портфели и ранцы должны иметь детали и (или) фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане и изготовляться из материалов контрастных цветов.

Гигиенические требования к одежде детей и подростков регламентированы техническим регламентом Таможенного союза 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». Наиболее важными критериями являются: гигроскопичность (способность к впитыванию влаги), воздухопроницаемость, электризуемость, химическая безопасность и токсичность (для предотвращения раздражающего действия на кожу ребенка). Особое внимание необходимо уделить ткани изделия. Наилучшими гигиеническими свойствами обладают ткани из натуральных волокон (шерсть, хлопок, лен, шелк). При выборе школьной формы необходимо обращать внимание на маркировку, которую наносят на этикетку, прикрепляемую к изделию или на товарный ярлык. Маркировка продукции должна содержать следующую основную информацию: - наименование и вид (назначение) изделия; - наименование страны, где изготовлена продукция; - наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица); - дата изготовления: - единый знак обращения на рынке; - сведения об обязательном подтверждении соответствия товара установленным требованиям; - вид и процентное содержание натурального и химического сырья в материале верха и подкладке изделия; - размер изделия; - символы по уходу за изделием и (или) инструкции по особенностям ухода

за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).

Соблюдение режима дня в повседневной жизни школьника также очень важно. Режим дисциплинирует, помогает быть собранным. Особенно это актуально для первоклассников, гак как помогает школьнику привыкать к новой жизни и правильно сочетать отдых и учёбу. 11равильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня.

Если вы заметили, что ваш ребёнок сильно устаёт, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, постарайтесь правильно

организовать его режим, и негативные симптомы, скорее всего, исчезнут сами. Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии.

При недосыпании страдает удельный вес той стадии сна («быстрый сон»), от которой зависит способность к обучению и его успешность. Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна(хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих до нормы 2 - 2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30% по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму. Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти некоторые условия: ложиться спать в одно и то же время; ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.); сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т. п. Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать. Примерные нормы ночного сна для школьников: в 1-4 классе - 10-10,5 часа, в 5-7 классе - 10,5 часа, в 6-9 классе - 9-9,5 часа, в 10-11 классе - 8-9 часов. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.

Требования к организации рабочего места ученика в классе регламентируются санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Правильно организованное рабочее место школьника и условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье. Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур. Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье

вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку. Правильно подобранная мебель - один из важных факторов предупреждения нарушений осанки.

1акже необходимо напомнить о простых правилах, которые помогут снизить риски заболевания ребенка гриппом, ОРВИ или новой коронавирусной инфекцией в школе: - положите ребенку в школьный рюкзак антисептические салфетки. Их можно использовать для обработки рук после того, как ребенок пришел в школу, а также по мере необходимости, когда он высморкал нос, покашлял или чихнул. Кроме того, они пригодятся чтобы протереть рабочее место (парту), компьютерную технику; - необходимо обратить внимание на одежду ребенка. В одежде для школы, прежде всего, должно быть комфортно. Она не должна стеснять движения, быть слишком теплой или слишком легкой. Одевайте ребенка по погоде. При выборе одежды для детей и подростков отдавайте предпочтение натуральным тканям (хлопок, шерсть, лен); необходимо не забывать про сменную обувь, эго помогает поддерживать чистоту в классе, кроме того, в лёгкой сменной обуви ребенок будет чувствовать себя комфортнее; необходимо внимательно следить за самочувствием ребенка, при повышении температуры следует остаться дома и вызвать врача; необходимо объяснить ребенку, что «утренний фильтр», предусматривающий термометрию на входе в школу, это важная процедура, которая помогает блокировать распространение вирусных заболеваний, если температура будет выше 37,0 С, ребенку окажут необходимую медицинскую помощь; необходимо научить ребенка правильно прикрывать нос и рот при чихании; при чихании и кашле необходимо прикрывать нос и рот одноразовыми салфетками, носовым платком или локтевым сгибом руки; необходимо напомнить детям о важности мытья рук, особенно перед едой, после посещения туалета, после занятий физкультурой, при возвращении с улицы; необходимо объяснить ребенку, как правильно мыть руки. Время мытья рук должно составлять не менее 30 секунд. Их нужно хорошо намыливать - ладони, пальцы, межпальцевые промежутки, тыльные поверхности кистей, тщательно ополаскивать теплой проточной водой и просушивать бумажным полотенцем или салфеткой, а также можно пользоваться сушилкой для рук; необходимо напомнить детям, что на перемене полезно делать гимнастику для глаз, простые упражнения на расслабление мышц спины и шеи; в перерывах между уроками, когда в классе нет детей, необходимо организовать сквозное проветривание, т.к. недостаток свежего воздуха ухудшает самочувствие и снижает устойчивость организма к вирусам и бактериям; рекомендуется делать «физкультминутки» во время урока, их можно делать через 25-30 минут после начала урока, чтобы размять мышцы рук, плечевого пояса, туловища, сделать упражнения на дыхание, гимнастику для глаз и просто улыбнуться друг другу. Такие небольшие перерывы помогут детям чувствовать себя лучше, сохранить высокую работоспособность, а значит и успешно освоить материал урока.

Граждане, интересующиеся вопросами в этой сфере, могут получить консультации в территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Тихорецком, Белоглинском, Новопокровском районах по телефонам 8 (86196) 52964.

7 сентября 2022