KoronaLong.jpg

Школа приемных родителей


Куда обратиться?

Гражданам, желающим принять на воспитание ребенка, необходимо пройти обучение по программе психолого-педагогической и правовой подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (школа приемных родителей).

     Программа и требования к уровню подготовки граждан утверждены приказом № 1031 министерства труда и социального развития Краснодарского края от 10.09.2013 г. (с изменениями от 09.06.2020 г. приказ № 715). Программа составляет 80 академических часов: лекции – 39 часов, тренинги – 32 часа, индивидуальные консультации – 9.

     Занятия проходят в группах, один-два раза в неделю. В ходе обучения слушатели проходят психологическую диагностику, позволяющую определить готовность/неготовность гражданина к принятию ребенка в семью.

     По окончанию подготовки будущие кандидаты в замещающие родители (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, патронатные воспитатели) получают свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, государственного образца, и итоговое заключение о готовности и способности гражданина к приему ребенка в семью.

     Подготовку по программе ведут специалисты обособленных подразделений отдела работы с приемными семьями ГКУ КК «Краевой методический центр» в муниципальном образовании Тихорецкий район по адресу Краснодарский край, город Тихорецк, улица Меньшикова, дом 43, кабинет 1; кабинет 2, телефон 8 861 967-11-36, адрес электронной почты tixoreckop@bk.ru

 

ПРОГРАММА психолого-педагогической и правовой подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

1.                 Подготовка по программе психолого-педагогической и правовой под­готовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, остав­шегося без попечения родителей (далее - подготовка), организуется для совер­шеннолетних, дееспособных граждан Российской Федерации, а также ино­странных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Феде­рации и имеющих вид на жительство (далее - граждане), на добровольной ос­нове.

В целях прохождения подготовки граждане вправе самостоятельно вы­брать организацию, осуществляющую подготовку граждан (далее - организа­ция или организация, осуществляющая подготовку), на территории Краснодар­ского края.

2.                 Финансирование расходов, связанных с подготовкой граждан, осу­ществляется за счет средств краевого бюджета.

3.                 Зачисление граждан на курс подготовки осуществляется по письмен­ному заявлению (приложение 1) при обращении в организацию, при предостав­лении паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность.

4.                 Учет граждан ведется организацией, осуществляющей подготовку граждан, в журнале учета лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (приложение 2). Подготовка граждан осуществляется по очной или очно-заочной форме обучения.

5.                 Очная форма обучения предусматривает обучение в течение рабочей недели в соответствии с установленным режимом рабочего времени организа­ции, осуществляющей подготовку.

6.                 Очно-заочное обучение осуществляется в вечерние часы в течение ра­бочей недели, а также в выходные и нерабочие праздничные дни, для граждан, которые не имеют возможности регулярно посещать дневные занятия, в соот­ветствии с установленным режимом рабочего времени организации, осуществ­ляющей подготовку.

7.                 По желанию гражданина и при наличии у него уважительных причин (график работы, семейные обстоятельства и пр.), а также необходимого обору­дования и средств (компьютера, телекоммуникационных технологий и пр.), ор­ганизуется его обучение с использованием дистанционных методов (но не бо­лее 25 % программы).

8.                 По желанию гражданина и при наличии у него уважительных причин (семейные обстоятельства, отдаленность места жительства и пр.) организуется проведение его подготовки в индивидуальном порядке.

Если численность группы менее 4 человек, подготовка граждан может проводиться в индивидуальном порядке.

В случае индивидуальной подготовки организацией, осуществляющей подготовку граждан, разрабатывается и утверждается индивидуальный план подготовки.

9.                     Подготовка граждан проводится регулярно, но не реже одного раза в квартал по мере поступления заявлений от граждан и формирования групп.

Период ожидания гражданами начала проведения подготовки не может превышать тридцати календарных дней.

10.                Период проведения подготовки граждан не должен быть менее 20 ка­лендарных дней и более 180 календарных дней.

11.                Численность группы при проведении практических занятий (тренин­гов) не должна превышать 15 человек.

12.                Организацией ведется учет посещения гражданами занятий в журнале проведения учебных занятий и посещения занятий гражданами (приложение 3).

В случае пропуска более 30 % от общего количества занятий гражданин получает справку о прохождении части психолого-педагогической и правовой подготовки граждан, желающих принять на воспитания в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (приложение 4), и имеет право пройти пропущенные занятия в следующей группе граждан, которые будут проходить подготовку.

13.                Граждане иностранных государств, лица без гражданства и граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, кандидаты в усыновители (удочерители) (далее - ино­странные граждане) обязаны пройти подготовку и представить в орган опеки и попечительства (в случае если граждане являются родственниками ребенка и желают его усыновить (удочерить)), региональному оператору банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (в случае если граждане желают усыновить ребенка, оставшегося без попечения родителей, сведения о котором учтены в региональном банке данных о детях), а также в суд (в случае усынов­ления ребенка) документ о прохождении ими такой подготовки.

14.               Документами о прохождении иностранными гражданами подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают, подтвержда­ющими прохождение ими соответствующей подготовки с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено требованиями к содержанию про­граммы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ре­бенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации, являются, в том числе следующие:

документ, подтверждающий право иностранной организации, выдавшей документ о прохождении подготовки, осуществлять указанную подготовку граждан и выдавать соответствующий документ;

копия утвержденной программы, по которой проводилась подготовка;

копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки (документ о прохождении подготовки на территории иностранного государства оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодатель­ством иностранного государства к подобным документам).

Документы, выданные за пределами Российской Федерации, представля­ются на государственном (официальном) языке соответствующего иностранно­го государства и должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или между­народным договором Российской Федерации, а также переведены на русский язык. При этом перевод либо подпись переводчика удостоверяются в консуль­ском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Феде­рации в государстве местонахождения соответствующей иностранной органи­зации, либо нотариусом на территории Российской Федерации.

15.               Иностранные граждане, не прошедшие подготовку на территории гос­ударства, в котором они проживают, либо освоившие программу подготовки, которая не соответствует требованиям установленным законодательством Рос­сийской Федерации, на основании заявления (приложение 5), вправе пройти подготовку на территории Краснодарского края.

16.               Подготовка проводится на русском языке.

Иностранный гражданин, не владеющий русским языком, вправе вос­пользоваться услугами организации, предоставляющей переводчиков, либо привлечь независимого переводчика.

17.               Организация, предоставляющая услуги переводчика при прохождении иностранным гражданином подготовки, должна предоставить в организацию, осуществляющую подготовку, учредительные документы с указанием права на предоставление услуг переводчика, а также официальную информацию об уровне квалификации и профессиональном образовании переводчика.

Независимый переводчик обязан предоставить диплом о соответствую­щем профессиональном образовании.

18.               Расходы по оплате услуг организации, предоставляющей переводчика,

либо независимого переводчика несут иностранные граждане.

19.               Зачисление иностранных граждан на курс подготовки осуществляется при обращении в организацию, осуществляющую подготовку, по их письмен­ному заявлению (приложение 5) при предоставлении копии документа, удосто­веряющего личность.

Копия документа, удостоверяющего личность, должна представляться на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного госу­дарства и должна быть легализована в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, а также переведена на русский язык. При этом перевод либо подпись переводчика удостоверяются в консульском учре­ждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в гос­ударстве местонахождения соответствующей иностранной организации, либо нотариусом на территории Российской Федерации.

Заявление должно быть переведено на русский язык, перевод либо под­пись переводчика должны быть удостоверены в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве ме­стонахождения соответствующей иностранной организации, либо нотариусом на территории Российской Федерации.

20.               Учет иностранных граждан, желающих пройти подготовку, ведется организацией в журнале учета иностранных граждан, желающих, принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей (приложение 6).


 

 

Содержание программы

п\п

Темы

Всего

(ч)

Количество часов

Форма контроля

лекции

(ч)

тренинги

(ч)

индив. консульт. (ч)

1

2

3

4

5

6

7

1

Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители.

1

 

 

1

структурированное

интервью

2

Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение);

опека (попечительство) (в том числе приемная семья и патронатное воспитание).

2

1*

 

1

 

3

Личные имущественные и неимущественные права и интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей.

2

2

 

 

 

4

Права и обязанности законных представителей детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Взаимодействие замещающих семей с органами опеки и попечительства и иными организациями, предостав­ляющими услуги детям и семьям Основания и послед­ствия прекращения законного представительства в от­ношении несовершеннолетних.

2

2*

 

 

 

5

Факторы и мотивы принятия ребенка в семью. Опросник «Мотивация приема выбора ребенка»

6

1

4

1

 

Подготовка семьи (кровного ребенка, супругов иных членов семьи) к принятию ребенка.

6

2

4

 

 


1

2

3

4

5

6

7

6

Представление о семье, как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей ребенка.

4

2*

2

 

 

7

Психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: с ограниченными возможностями здоровья; с умственной отсталостью, задержкой психического раз­вития;

с эмоциональными расстройствами и расстройством по­ведения;

сиблингов, совместно воспитывающихся в одной семье.

8

4

4

 

 

8

Привязанности ребенка. Виды нарушенной привязанно­сти, причины возникновения.

4

2

1

1

 

9

Переживание травмы потери матери (отца, близких род­ственников).

4

2

2

 

 

10

Возрастные кризисы психологического развития детей: от 0 до 3 лет; от 3 до 7 лет;

кризис подросткового возраста.

4

2

2

 

 

Развитие ребенка с учетом его типологических особен­ностей. Акцентуации характера.

4

2

2

 

 

И

Психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подросткового возраста.

4

2

2

 

 

12

Формы насилия и их последствия для ребенка.

4

2*

2

 

 

Особенности полового воспитания несовершеннолет­него.

2

1

1

 

 

1

2

3

4

5

6

7

 

13

Девиации в поведении (ложь, воровство, самовольные уходы). Пути решения проблем, профилактика.

3

1

2

 

 

 

14

«Трудное» поведение ребенка, навыки управления «трудным» поведением несовершеннолетнего.

4

2

2

 

 

 

15

Процесс адаптации детей и родителей.

Пути преодоления кризисных этапов адаптации.

5

2

2

1

 

 

16

Обеспечение безопасной среды для ребенка. Безопас­ность детей в интернет - пространстве.

2

2[1]

 

 

 

 

17

Основы физиологии развития ребенка. Иммунопрофи­лактика детей. Основы рационального питания детей.

2

2*

 

 

 

 

18

Первая помощь в экстренных ситуациях. Практическое занятие по медицинским манипуляциям.

2

2*

 

 

 

 

19

Сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспитание.

1

1

 

 

 

 

20

Подведение итогов освоения курса подготовки и итоговые рекомендации по приему ребенка в семью.

2

 

 

2

 

 

21

Итоговая аттестация

2

 

 

1

1

тестирование,

собеседование

 

22

ВСЕГО

80

39

32

9

 

 

 

 

 



[1] темы, изучение которых возможно с использованием дистанционных методов обучения.